Работа по социализации в МБДОУ Д/С № 61 «Тропинка»
Группа «Кораблик»
Воспитатель Федотова Софья Алексеевна
Проблема: При создавшихся в нашей стране экономических, социальных и политических условий, современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства.
Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.
Задачи:
- Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного, патриотического воспитания;
- Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников;
- Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство — это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад — семья — социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик).
В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже.
Работа по Социализации в подготовительной группе «Кораблик» совместно с родителями
Социальная сфера — Образование:
Детский сад: назначение, профессии; экскурсия по детскому саду (ознакомление, обобщение и закрепление представлений)
Школа №1 мкр. Марха (экскурсии в школу, целевые посещения 1 класса, библиотеки, физкультурного зала) совместные мероприятия («Выставки детского рисунка «Наша Армия сильна», акция «Подари книгу другу», «Веселые старты»).
Библиотека: экскурсии в библиотеку, встречи с библиотекарями в детском саду.
Социальная сфера — Сфера услуг:
Детский сад: Сфера услуг в детском саду Помещения в детском саду: пищеблок, прачечная); профессии повара, прачки. Целевые посещения.
Мкр. Марха: Экскурсия на почту, парикмахерскую, магазин: «Северянка».
Социальная сфера — Физическая культура и спорт:
Детский сад: Физкультурные досуги, соревнования в детском саду
КСЦ «Пульс»: спортивные соревнования, праздники, развлечения.
Социальная сфера — Медицина и здравоохранение:
В детском саду: Знакомство с помещениями детского сада: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор; знакомство с профессиями врача, медицинской сестры.
Мкр. Марха: Аптека: экскурсия в аптеку, формирование представлений о лекарствах.
Социальная сфера — Культура и достопримечательности города:
Детский сад: Искусство в детском саду целевое посещение выставок в детском саду, посещение кукольных спектаклей, участие в досуговых мероприятиях.
Городские мероприятия: Музеи: назначение, экскурсии в краеведческий музей; драматический театр им. А.С. Пушкина;
КСЦ « Чэчир», «Пульс» участие в городских конкурсных программах
Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада, который является частью их социальной инфраструктуры. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт и т.п. Поэтому детский сад является весьма важным этапом в их ознакомлении с социумом. В д/с учитывая возрастные особенности развития дошкольников, стараются максимально стимулировать социальное развитие детей, формировать навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.
Проведение экскурсий и прогулок по городу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы, но, к сожалению, в настоящее время это стало весьма проблематичным и даже опасным. В решении этой проблемы большую помощь оказывают родители. Педагоги ДОУ проводят беседы и консультации для родителей, знакомят их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места города.
Одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Как правило, выпускники ДОУ поступают в разные школы, поэтому детский сад стремится взаимодействовать с несколькими из них — №24, №30, №32,МСОШ №1. Большим успехом пользуются совместные мероприятия, проводимые на базе ДОУ.
Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.