Салькова Лариса Игоревна воспитатель д/с №61
Проект : «Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованных игр»
Введение
Каждый год в детский сад приходят совершенно инные дети. Мыслят быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – все больше, вот только удивляются все меньше. Спокойны в однообразном круге интересов: куклы Барби, компьютеры, игровые приставки.
Общество нуждается в активных творческих людях. Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство –естественной необходимой частью жизни.
Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности, самостоятельности.
Новизна исследования
Состоит в том, что разработана система оригинальных игр и творческих заданий , целостно развивающих творческие способности.
Практическая значимость
Состоит во внедрении в практику методов и приемов обучения для творческих способностей путем формирования у детей насыщенности образного воплощения.
Принципы построения работы:
Анализ состояния практики показал, что педагоги в первую очередь руководствуются составлением сценария, репетициями. Ребенку остается действовать по штампу, по готовому рецепту. Отсюда чрезмерный диктат и снижение творческого потенциала.
Для определения содержания работы по театрализованной деятельности нами была использована программа «Театр-творчество -дети» Сорокиной Н.Ф. и Миланович Л.Г. Также нами была адаптирована, к дошкольному возрасту методика Юдиной Е.И. «Азбука саморазвития», которая представляет собой систему оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих творческие способности ребенка.
Содержание работы:
- Были разработаны и проведены занятия по театрализованной деятельности включающие в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
- Игры- драматизации
- Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
- Упражнения по формированию выразительности исполнений
- Отдельные упражнения по этике
- Упражнения в целях социально — эмоционального развития
- Театрализованная деятельность проводится на специальных занятиях.
- Занятия проводятся систематически 1 раз в неделю.
- Содержание занятий должно быть интересным и эмоционально- значимым для ребенка.
- При организации театральной деятельности применяется методы и приемы направленные на активность и самостоятельность ребенка, а также индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Подбор игр для театрализации подбирать по следующей схеме: на первых этапах «воспитатель -дети», на последних «дети – дети», где педагог выступает в роли посредника, не навязчивого режиссера.
В целом театрализованные игры развивающие творческие способности мы разбили наследующие этапы.
1 этап.
Игры, требующие от детей самой первой ориентировки в творческой деятельности, при этом дается установка на новые задачи: сочини, придумай, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя лишь в отдельных эпизодах.
1. Зайчики
2. Пальчиковый театр
2 этап.
Игры предполагающие целенаправленные действия детей и поиски нужных решений. Благодаря играм этого типа ребенок начинает понимать, что можно найти новые комбинации, видоизменить ранее сделанное. Возникает атмосфера «сотворчества» с взрослым.
Игра «Мы идем на парад»
3 этап
Игры рассчитанные на самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, выбирают конкретные художественные средства. Игры выявляют потребности и способности каждого ребенка.
Особую важность, однако, имеет тут индивидуальный характер творческих проявлений детей. Схематизм и трафаретность в методах губительны для творческих способностей.
Руководство педагога на занятиях, как правило не носит обучающего характера. Основная задача –через поиск новых методических приемов, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей.
1. Жили-были дед да баба…
2. Насекомые
Заключение
Наши исследования не претендуют на окончательное решение представленной нами проблемы. За рамками работы остались возможности развития творческих способностей в самостоятельных театрализованных играх детей; влияние предметно-игровой среды на развитие детского творчества.
Но полученные результаты показали положительный рост развития творческого потенциала детей.
Диагностика творческих способностей детей