Система педагогического взаимодействия:
-организованное обучение
-совместная деятельность взрослого с ребенком
-самостоятельная деятельность детей.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Основное оборудование и материалы:
Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Клеенчатые передники, полотенца.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
Перспективный план работы кружка « Юные исследователи»
Сентябрь
Диагностика
Октябрь
«Воздух — невидимка»
Беседа: «Невидимка-воздух».
Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
Прогулка «Почему дует ветер?»
Беседа «Чистый воздух».
Дидактическая игра «Свойства воздуха».
Ноябрь
«Вода-волшебница»
Беседа: «Волшебница вода»
Эксперименты: «Удивительное вещество — вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».
Декабрь
«Снег — снежок»
Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.
Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу.
Прогулка «Следы на снегу». Изготовление елочных украшений «Замерзание воды». Работа в экологическом дневнике.
Январь
«Я — человек»
Эксперименты: «Модная прическа», «Волшебный шарик», «Хитрости инерции».
Беседа «Основные системы нашего организма»
Рисование «Наш организм»
Дидактическая игра «Полезная еда». Оригами «Елочка».
Работа в экологическом дневнике.
Февраль
«В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова»
Беседа: «Волшебные» свойства магнита.
Эксперименты:
«Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».
Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».
Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев).
Март
«Чудеса растений»
Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок». ФЦКМ «Уход за растениями». Создание «Огород на окне». Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).
Апрель
«Земля наш общий дом»
Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».
Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».
Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус»
Досуг, посвященный Всемирному Дню Чистой воды «Сбережем Волгу – богатство России!». Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).
Май
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»
Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».
Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.
Работа в экологическом дневнике (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом).